Что такое чарджбэк?
Не все граждане нашей страны осведомлены о том, что используя при оплате карты Visa и MasterCard они получают шанс на возврат средств при возникновении проблем со стороны поставщика услуг. Еще меньше знают о том, как реально работает эта услуга, называемая чарджбэк.
Принцип ее, тем не менее, очень прост: банки, выпускающие кредитки Visa и MasterCard, соглашается с условиями этих платежных систем, в числе которых есть и предоставление услуги chargeback (возврата средств). Поэтому платить кредитными картами безопаснее, чем прочими методами.
Услуга чарджбэк для карт Visa и MasterCard должна предоставляться бесплатно. Банк-эмитент обязан рассмотреть заявление по спорной ситуации и дать ответ в установленный срок. При этом банк должен вернуть платеж заявителю не за счет собственных средств, а списать деньги со счета банка-получателя услуг и вернуть на счет заявителя.
Обязанность доказать честность транзакции при этом ложится на продавца. В России, в отличие от стран Запада, услуга чарджбек не распространена – тем не менее в некоторых случаях она работает и продавца можно поставить в известность о намерении к ней прибегнуть, предложив уладить вопрос между собой.
Основания для чарджбэк (Reason codes):
-
Оплачен товар, деньги с карты списаны, но заказ не отправлен. Продавец не может доказать, что отправил товар. Другими словами, товар/услуга не предоставлены. Reason code для MasterCard 4855, для Visa 30.
- Полученный товар или услуга значительно отличается от заказанной продукции, товар неполноценный. Reason code для MasterCard 4853, для Visa 51.
- Продавец изменил сумму платежа. Reason code для MasterCard 4831, для Visa 80.
- По карте произошло двойное списание средств. Reason code для MasterCard 4834, для Visa 82.
-
Операцию провел не владелец карты (например, при ее краже). Reason code для MasterCard 4863, для Visa 81.
Полный список можно найти в интернете, но как правило большинство ситуаций включает именно эти пять пунктов. Другое важное условие для чарджбек касается сроков: для карты MasterCard с момента совершения транзакции (оплаты) должно пройти не более 120 дней, а для карты Visa – не более 180 дней. Однако на практике российские банки могут устанавливать другие сроки. Это незаконно, но быстро решить этот вопрос не получится и придется действовать в условиях сложившейся практики.
Итак, если со сроками все в порядке, то можно приступить к сбору доказательств вашей правоты – в принципе, чем больше вы их соберете, тем лучше. К доказательствам может относиться: скриншоты заказа и описания товара, личного кабинета сайта-продавца, отправка письма-претензии (электронная копия или бумажный вариант с уведомлением, чек об уведомлении можно приложить) и др.
У меня был опыт выигранного суда в Германии (правда, не по чарджбек) – так что я знаю, как важно любое доказательство, особенно в условиях российских реалий. Вот как комментирует порядок действий при попытке воспользоваться услугой чарджбек Сбербанк:
_________________________________________________________________________________
Необходимо подать в подразделение банка письменное заявление о спорной операции на бланке установленной формы, приложив к нему дополнение (в свободной форме) с изложением причин оспаривания операции и обстоятельств ее проведения. Заявление о спорной транзакции можно направить по факсу в Контакт-центр Сбербанка России; в сообщении укажите номер Вашей карты, Ваши ФИО и контактный телефон, а также место проведения операции (страна, город), название торгово-сервисной точки, дату, сумму и валюту платежа, причину оспаривания. Если оспаривается операция, совершенная в интернете, необходимо заполнить дополнительное заявление.
В заявлении полезно указать reason code (см. выше). На практике лучше не пользоваться факсом, электронной почтой или даже личным кабинетом, а обратиться непосредственно в подразделение банка, выпустившего карту, написав заявление на бумаге. Сотрудник банка обязан принять заявление и на этом вполне можно настаивать.
Одну копию заявления с подписью сотрудника оставляете у себя – так можно будет требовать решения проблемы в установленные банком сроки (обычно от одного до двух месяцев). При получении отказа можно узнать в банке причину и попытаться снова.
Совет
Покажите свою осведомленность в вопросе чарджбек и готовность идти до конца. Вкупе с хорошей доказательной базой это значительно повышает вероятность положительного результата. Конечно, нужно понимать, что Россия это не Европа и возвращение денег даже через полностью законную услугу скорее всего потребует от вас заметных усилий.
Однако защищая свои права даже при небольшом ущербе можно внести свой маленький вклад в становление правового государства: если все будут поступать таким образом, то вероятность возврата средств в каждом отдельном случае заметно возрастет.
Программа инвестиций Газпромбанк — это комплекс финансовых продуктов и услуг, которые банк предлагает для физических и юридических лиц, желающих инвестировать свои средства и получать доход. Газпромбанк предоставляет различные инвестиционные инструменты, направленные на удовлетворение потребностей клиентов в создании доходных активов с различным уровнем риска. Эти программы охватывают как долгосрочные, так и краткосрочные вложения, что позволяет выбрать оптимальные решения в зависимости от целей и предпочтений инвестора.
Программа инвестиций Газпромбанка предлагает разнообразие финансовых инструментов, которые могут удовлетворить запросы различных категорий клиентов — от новичков до опытных инвесторов. Через Газпромбанк вы можете воспользоваться такими продуктами, как ИИС, акции, облигации, ПИФы и депозитные программы, а также получить доступ к профессиональному управлению активами и налоговым льготам. Удобство и надежность банка, а также широкий выбор инструментов делают программы инвестиций Газпромбанка отличным выбором для тех, кто хочет эффективно управлять своими средствами.
Комментарии